понедельник, 30 июля 2012
Продолжаю не с того места, где остановился. Потому что в процессе разглядывания карты района Очаномидзу выяснил, что там за храм такой, стоит практически на месте бывшего мужского Токийского высшего педагогического нашего училища, и называется при этом не дзиндзя, и даже не дзи, а просто себе до. А там оказывается такО_Ое...
![:lip:](http://static.diary.ru/picture/1141.gif)
И снова с нами Сайто-сан, на этот раз "охранник" "музея". С самого начала раскопок не давал покоя вопрос, какого такого образования у них мог быть музей в 1872 году. Выяснил какого.
Итак,
Юсима Сэйдо, хадзимемаситэ. Храм китайский, больше того, конфуцианский.
Вот он в япо-вике,
здесь в англоязычной, а вот
на карте как раз напротив станции электричек. В верхнем левом углу — это здания медуниверситета.
читать дальше
Построен в 1632 году в районе нынешнего парка Уэно, как частная нео-конфуцианская школа, философом и вообще ученым 林 羅山 Хаяши Радзаном, он же Хаяши Досюн. (Заметьте, 山 здесь читается по-китайски, так же, как в "Саннан", втором варианте прочтения фамилии Яманами. Который тоже по некоторым данным изучал конфуцианство.) Помните, у fushigi было о тройке знаменитых пейзажей Японии? Так вот это он их придумал, ну в смысле перечислил. Этот Хаяши был "научным руководителем" первых четырех сёгунов Токугава, и изобрел вдобавок ши-но-ко-шо, то есть деление на четыре сословия. И много еще добра причинил, что окончательно закрепило режим бакуфу. В знак большого уважения ему разрешили выстроить школу на холме Уэно, рядом с открытым в 1625г. буддистским храмом Канъэйдзи, ставшим семейным храмом Токугава. В 1657г. Хаяши-кун почил, а Тендай-буддистский Канъэйдзи решено было расширить. И тут еще сёгун Токугава Цунаёши пожелал, чтоб его останки похоронили в семейном храме. Канъэйдзи таким образом стал усыпальницей сёгунов Токугава, и там впоследствии были похоронены еще пять их представителей. А уважаемый, но непригодный для погребения усопших конфуцианский храм перенесли в 1690г. на новое место, поближе к замку. И чтоб ученые-китаисты не страдали без их любимого напитка (и разраставшийся столичный город тоже), приказали прорыть систему каналов от реки Канда (карта 1894г., но в планировке города еще мало что изменилось). После пуска канала местность и стала называться 御茶ノ水 — О-тя-но-мидзу, то есть вода для чая. Через почти двести лет, в 1868г., на холме Уэно, в том самом Канъэйдзи, окопается отряд Сёги-тай. Занявшим Эдо частям армии императора это слегка не понравится, и они расстреляют холм, и сам храм, из пушек. От чего храм сгорит, и погибнут практически все его защитники, вероятно включая и десятого комроты Шинсенгуми Хараду Саноске.
Конфуцианская школа Сэнсейдэн, после переноса она же Тайсейдэн-но-Юсима-Сэйдо (Юсима — старое название этого района Эдо) стала популярным центром изучения китайских наук и культуры, ей выделили обширный участок земли в центре города, и право учиться там получали представители знатных (и дружественных) родов. По сути она стала высшим образовательным учреждением сёгуната, в 1797г. была преобразована в академию Сёхэйдзака, и в ней, в частности, занимались изучением классической китайской стратегии и прочих военных наук. Первым, кого я полез проверять, был Сакума Сёдзан, но он учился в Эдо в другой частной школе — вероятно был недостаточно знатного происхождения. Но вот читал ли он там какие-нибудь лекции в поздние годы мне узнать не удалось, так что пока поставим галочку нанезабыть. Из других известных персонажей бакумацу там тоже никто не засветился. Кацу Кайсю учился в Нагасаки, Ито Каситаро в Мито и вообще черти-где, Мацудайра Катамори в Ниссинкане (хотя он был не родным, а приемным сыном даймё Айдзу, мало ли тоже не дали разрешения..). Про Сёина-сэнсея и Рёму даже думать нечего, потому что они были из внешних ханов. Таких туда на порог не пускали, чтоб ни дай бог чего секретного не разнюхали. В южных ханах была своя конфуцианская школа, происходящая не из центрального, а из южного Китая, с которым они отношения и поддерживали.
В 1872 новое правительство издало указ об образовании, который вдобавок объявлял о закрытии и расформировании старых образовательных учреждений времен бакуфу, включая всякие тэракоя, в которых большая часть простого народу тогда и училась. Но одной из первых жертв, естественно, стала просегунская элитная школа, у которой оттяпали все лишние земли, оставив только центральный двор, газон и статую Конфуция. И заведение с тех времен будет скромно называться Юсима Сэйдо. На освободившейся территории снесли все строения и сады, и построили два уже известных всем педучилища. Преподаватели школы впоследствии перейдут в образованный в 1877г. Токио дайгаку — первый университет Японии, который в 1886г. станет Императорским университетом, а в 1897г. Токийским императорским университетом. А обширный архив китайско-конфуцианской школы передали в ведение первого и ближайшего к храму мужского училища. Архив включал коллекцию китайского и японского оружия, начиная с древних времен, которая в значительной части была утрачена из-за землетрясения 1923г. и военных бомбежек. (Мужское училище вообще очень сильно пострадало в обеих этих неприятностях, поэтому фотографий его, в отличие от женского, сохранилось мало.) Все это и составило коллекцию экспонатов музея образования при Токийском высшем педагогическом училище. А в 1890г. на должность охранника (или все же хранителя, fushigi-сан?) музея был принят некто Фуджита Горо. Говорят, что кузен его жены, он же директор этого училища в течение нескольких лет, Такаминэ Хидэо позволял ему (и только ему, что и наводит на подозрения) осматривать коллекцию оружия. Но проблема состоит в том, что японское холодное оружие (как и китайское), за исключением совсем древних бронзовых образцов, производилось из железа и углеродистой стали. И если за ним образцовым порядком не ухаживать, и регулярно не покрывать, в частности, клинок катаны маслом, подвергается процессу коррозии — сначала тускнеет, а потом просто начинает ржаветь. Здесь сомнения и возникают — был ли Фуджита-сан простым охранником, или в его обязанности входил и уход за экспонатами. Вопрос для обсуждения. ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
@темы:
бакуманьячное,
Мэйдзи дзидай
Мда. Коллективизация в чистом виде!
siava,
Огромное спасибо за массу интересного!
Там действительно был здоровый участок, особенно по японским меркам, если на нем поместились два училища с несколькими учебными корпусами каждое, общежития, стадионы, и еще некоторые посторонние учреждения. Вот панорамный вид на оба училища, судите сами (там справа и крыша Юсима Сэйдо видна).
А по вопросу?
А в 1890г. на должность охранника (или все же хранителя, fushigi-сан?)
По тем временам эта должность называлась 看守 - в современных словарях это вообще переводят как "тюремный надзиратель"
Такаминэ Хидэо позволял ему (и только ему, что и наводит на подозрения) осматривать коллекцию оружия
Не только осматривать (осматривать-то как раз в музее все могли), а именно трогать, брать и пользоваться - это мне тоже неоднократно попадалось. Скорее всего уход за экспонатами имеется в виду. Наверное, Сайто туда потому и устроился - где еще дадут повозиться со всякими раритетными железяками?! Еще и деньги за это платят.
Спасибо, ужасно интересно!
Не только осматривать (осматривать-то как раз в музее все могли)
Имелось в виду осматривать в вынутом из ножен виде, неясно выразился, язык костлявый.
а именно трогать, брать и пользоваться
Трогать клинки как раз нельзя, коррозия от пота возникает моментально, и потом только в полировку. На коллекционные экземпляры даже дышать то не рекомендуется... А вот пользоваться О_о !?? То есть он баттодзюцу студентам музейными мечами демонстрировал? Это ж абзац полный!! В Мугай-рю как раз этим большую часть времени и занимаются, она же практически Хитен Мицуруги ))) Кумитачи там второстепенное внимание уделяется.
Хотя Сайто-сан вполне мог использовать экспонаты музея как наглядные пособия на неких лекциях по холодному оружию в рамках клуба, а может и на регулярных занятиях или экскурсиях по музею. Вряд ли там был человек, который об этом лучше него рассказать мог. Но какой нафиг он физрук-сторож тогда?
Имри, пожалуйста, рад что понравилось. До ШК-66 никак не могу добраться, хочется сравнить с тайгой. А экспертом он был, да. Причем с редчайшим практическим опытом))
А такой вот. Кто ему указать мог, чем заниматься, раз у них круговая порука там сформировалась
И тоже с момента выяснения, что в музее было оружие, уверена, что Сайто-сан пошел туда его не просто охранять, но и заботиться!
Указать мог много кто, в училище и вокруг него начальства и разных проверяющих тусовалось уйма, об этом напишу еще. А "круговая порука" с приходом Кано Дзигоро все равно была разорвана. Но в это время Айдзу-физкультура и начинается. Ой, это я вперед забежал, надо доделывать срочно. Странным он сторожем был, ей богу, странным))
Так Сайто же!!!
Ой, это я вперед забежал, надо доделывать срочно
Ждем!
Это - препод английского, и скорее всего классный руководитель.
А это я вообще не понимаю что за должность, и не завуч, и не инспектор.
Дословно - "надзиратель". У нее и взгляд соответствующий ))
高等師範学校 "вышая нормальная школа" если дословно
Не, дословно это "высшее педагогическое учебное заведение". Ко:то: шихан гакко:. Шиханов готовит.
Но какой нафиг он физрук-сторож тогда?
Тогда смотритель и экскурсовод ))) Но мы ж его должностную инструкцию не читали, может в обязанности "сторожа" все это и входило
Про "разрешал брать мечи" это я на русском видела, который перевод с перевода. Но на японском тоже что-то такое попадалось, сейчас просто не могу найти...
Дословно - "надзиратель"
Значит инспектор все-таки.
Но мы ж его должностную инструкцию не читали, может в обязанности "сторожа" все это и входило
Есть смутные подозрения, что он без инструкции. Ну в смысле как обычно, по разумению)))
А зря! ))) Но в данном случае у меня японский словарный
学校 - это гакко. Школа, оно же училище, оно же просто учебное заведение.
Есть смутные подозрения, что он без инструкции. Ну в смысле как обычно, по разумению)))
Обычно у него все-таки был Устав или какие-нибудь правила. Может, и тут выдали список из пяти пунктов: вот это в музее делать нельзя, а все остальное можно )))
Звучит -
Вау, сколько я про онлайн возможности еще не знаю, спасибо!))
Обычно у него все-таки был Устав или какие-нибудь правила
Сцена. Кано Дзигоро
отчитываетопасливо журит подчиненного.— Фуджита-кун, бить студентов не педагогично. Это противоречит Уставу в конце концов.
— Какому Уставу?
— Нашего заведения.
— Странно, а нашего не противоречило. Ладно, тогда буду их бить по правилам.
— Каким правилам?!!
— Правилам кендо. Что, говорите нет таких? Ну мы с Такано-саном это обсудим. Сейчас будут.
))))
Ну, может и французская... У них же до эпохи Мэйдзи вообще ничего "высшего" вроде не было. А "гакко" вполне были