07:26 

Система образования и спорт в эпоху Мэйдзи (дополнение, почти без Шинсена)

Перед возвращением к делам физкультурным таки придется продраться через японскую систему образования времен Мэйдзи, в которой не могу сказать, что разобрался, но сказать как-то надо, потому что спотыкаться об нее слегка надоело. Если не интересно, все это можно и не читать, и опять прошу поправлять, если кто все-таки прочитает, и заметит неладное. Итак, в ходе реформы образования Японии предстояло решить несколько задач: у кого учиться, чему учиться, зачем, и кто за все это будет отвечать. Организационную часть после долгих споров решили скопировать у Франции. А дело в том, что французская система образования, до сих пор существующая в Японии с очень большими поправками, четырехзвенная.

1). Начальная школа école primaire, совр. яп. 小学校 "сё-гакко". С 1872г. это называлось 尋常小学校 "дзиндзё-сё-гакко", "обычные/нормальные начальные школы", срок обучения четыре года, был увеличен до шести с 1908г. Обучение в них считалось обязательным, но в 1890-х в школах учились 80% мальчиков и всего 20% девочек. В начале 20-го века средняя доля вырастет уже до 85% и догонит Великобританию.

2).Средняя école normale. Здесь начинается интересное, потому что сначала японцам надо было подготовить десятки тысяч учителей начальных школ, так что это звено просто перепрыгнули, создав 師範学校 "сихан-гакко", то есть педагогические училища, которые до 1886г. одновременно выполняли и роль средних школ. В том числе и токийские (оба), при которых были пятилетние "подготовительные курсы". В 1886г. в ходе очередного реформирования были созданы 高等小学校 "кото-сё-гакко", то есть "высшие начальные школы" (вот обожаю эти японские бутерброды :)). Срок обучения в них, если правильно понял, был 4 года, но мог меняться. По всей стране их планировали открыть 256, то есть изначально предполагалось, что учащихся в них будет в десятки раз меньше, чем в начальных школах.

3). Высшая école normale supérieure. Это еще запутаннее. Появилось тоже в 1886г., а первым представителем стало 東京高等師範学校 "Токё-кото-сихан-гакко", Токийское высшее педагогическое училище, которое в 1885г. уже было объединено с "Токё-дзёси-сихан-гакко" — Токийским женским педагогическим училищем. (Видимо поэтому прямой перевод с французского так и выглядит: "кото-сихан-гакко", и при чем там сихан спрашивается..) Объединенное Токийское училище было взято в непосредственное подчинение министерства образования, а женское с 26 августа 1885г. будет называться 東京師範学校女子部, то есть "женским отделом" при Токийском высшем педучилище, при том, что с 19 июня 1886 под командованием полковника Ямакава Хироши еще и 東京高等女学校 "Токё-кото-дзё-гакко", "Токийская высшая женская школа". Поскольку она в стране была пока одна, сокращенно ее называли просто 女高師 "Дзё-ко-си" или 女子高師 "Дзёси Такаси". Предназначалось это звено сначала для подготовки учителей в сихан-гакко, префектурные педучилища, но в 1880-х годах уже сказывался дефицит и иных специалистов. Постепенно стали открываться другие государственные "высшие школы", в том числе не-педагогические, но женских среди них было по-прежнему очень немного. После войны в 1949г. начнется очередная реформа образования, на этот раз по американскому образцу, и "высшие педагогические училища", начавшие готовить не только педагогов, в систему будут вписываться все меньше. В 2000-х годах по всей стране их переименуют в 教育大学 "кёику-дайгаку", университеты образования, или просто университеты.

4). Université, яп. 大学 "дайгаку", при этом имелись в виду тоже государственные. Но постепенно в стране начали появляться частные высшие школы, благодаря таким людям, как Фукудзава Юкити и Окума Сигенобу, основавшие частные университеты Кейо и Васеда соответственно, и чтобы отгородиться от них и подчеркнуть статус государственных, в том же 1886г. потомок сёгунской академии Сёхэдзака Токийский университет стал 帝国大学 "Тэйкоку-дайгаку", Императорским университетом, а с 1900г., после появления Киотского университета, Токийским императорским университетом — всего Императорских университетов в истории Японии было девять. Отдельно здесь стоит еще одно особенное заведение, Гакусюин. Оно было восстановлено в 1877г. как "частная" высшая школа для обучения членов императорской семьи и аристократов (учреждена в 1847г. в Киото при императорском дворе). Особым указом она была выведена из подчинения министерства образования, и находилась под патронатом министерства двора. Сейчас это Университет Гакусюин, и порядки там изменились немного.

Кто уже выдохнул таки рано, потому что еще были государственные военные училища, миссионерские школы при посольствах, консульствах и миссиях, многочисленные курсы новых для Японии профессий, иностранных языков, разнопрофильные частные учебные заведения, в годы фактического отсутствия университетов готовившие врачей, юристов, финансистов, управленцев, инженеров и других специалистов, а еще художников и музыкантов, некоторые из которых впоследствии получили статус университетов (как например Университет Васеда, с 1882 до 1920г. бывший Токийским специализированным училищем, или основанный будущим министром образования Мори Аринори Торговый Коллегиум, ставший Университетом Хитоцубаси). При всем том образование в Японии было раздельное для юношей и девушек, и в частные школы дам как правило не принимали. Так что у женщин в эпоху Мэйдзи выбор профессий был небольшой: педагог, продавец, мелкий ручной труд, ткачиха или домохозяйка. И, начиная со школьного, образование было платным. Это даже вызвало крестьянские волнения, но постепенно народ смирился, раскошелился и пошел образовываться. (В 1900-м г. обязательное начальное образование станет бесплатным, об общей реформе образования есть например здесь Везде успевает!)

Преподавание предметов в школах в 70-80-е годы, пока еще не было достаточно квалифицированных педагогов, велось как попало, никаких методик и учебников не было, и часто оно ничем не отличалось от старых тэракоя — переписывали все те же сутры и зубрили Конфуция. В педагогических училищах и университетах преподавателями часто становились иностранцы, причем из разных стран, и уроки соответственно велись на нескольких языках. Привело это к тому, что студентам приходилось, кроме своего совсем не простого родного, выучивать еще по три-четыре языка иностранных. Как у них это получалось не представляю, но факт в том, что упомянутый Кано Дзигоро, свободно владевший пятью иностранными языками, был в то время совсем не исключением. В образованном в 1871г. Министерстве образования (занимавшемся также культурой, спортом и наукой, до весны 1874 на нем был Кидо Такаёси) работало несколько иностранных советников/кураторов, и тоже из разных стран.

Когда ясно что, как известно, по порядку возникает вопрос зачем. В правительстве Мэйдзи он тоже возник, и ответа нашлось два. Первый у Ито Хиробуми, и примкнувшего к нему "исчезающего" господина Такаёси, считавших, что всеобщее образование это единственный и быстрый путь для страны к модернизации и цивилизованности. Второй — у Ивакуры Томоми (также периодически исчезавшего в бакумацу), видевшего в том же способ сплочения нации и воспитания патриотов. Эти две точки зрения на протяжении конца 19-го и всего 20-го века так и будут бороться с переменным успехом, непосредственно отражаясь в том числе, а может и во-первых, на преподавании такого предмета, как физическая культура.

Ввести в школах форму предполагалось уже в 1872-м, и тогда же девушкам рекомендовали являться на занятия в хакамах. Поскольку это был предмет сугубо мужской моды (хотя его носили дамы, занимавшиеся боевыми искусствами), поначалу никто не прислушался. Но постепенно, не в последнюю очередь в связи с уроками физкультуры, японские школьницы и школьники переоделись. В 80-х правительство рекомендовало учителям-женщинам во избежание "неловких" ситуаций также надеть штаны, и в токийском женском училище девушки тоже будут фотографироваться в них (почему-то с 1900-го года...), хотя в первые годы никаких хакам не было, а европейские платья были уже в 1886-м. Что мне показалось странным, потому что женский костюм в то время менялся все-таки не так радикально, как мужской, и благовоспитанные патриоты даже по поводу женских хакам некоторое время ворчали. Юношам же сначала рекомендовали, а потом в принудительном порядке указали избавиться от традиционных стрижек времен самураев, и обзавестись короткой прической европейского типа, без которой перестали пускать в школы. Об этом с подробностями есть в книгах мастера каратэ-до Гичина Фунакоши, в эпоху Мэйдзи ставшего школьным учителем. Девушкам же носить короткие стрижки строго запретили, под угрозой штрафа, и отменили его только после 1-й мировой. Здесь можно посмотреть на выпускников и выпускниц эпохи Мэйдзи другого Сихан-гакко, из Каназава, префектуры Исикава.

Первый известный урок физкультуры времен Мэйдзи случился в 1874г. в морском училище Нагасаки, где начали практиковать групповые упражнения студентов на свежем воздухе, и постепенно такие уроки под влиянием иностранных педагогов начались по всей стране. С 1886г. занятия физкультурой станут обязательными во всех образовательных учреждениях японской империи (хотя с их содержанием разбираться будут еще долго). Прогресс предполагает соревнование, и под этим здравым лозунгом в жизни японцев появилось новое явление — спорт. Поначалу ученики и студенты занимались простой гимнастикой, перетягиванием каната, бегом и просто подвижными играми. Страна менялась быстро, и разные соревнования приобретали статус общественно значимых мероприятий. Обрели популярность ставки на всевозможных тотализаторах, в том числе на появившихся в 80-х ипподромах и собачьих боях чтоб их

В начальных школах уроки физкультуры состояли в основном из занятий простыми упражнениями: ручки вверх, выше, покружились, на пояс, закончили упражнение :) В сельских школах вероятно было еще проще, про это нашлось короткое видео из передачи канала PBS "The Meiji Revolution" (смотреть с 11-й минуты, но если есть время, там все четыре части, с фото и кино-видео того времени :inlove: в том числе фрагменты четырех коротких кинолент 1897г., снятых специально приехавшими в Японию представителями братьев Люмьер, в разделе кендо оно еще будет), ссылка.

В 1873г. было объявлено о всеобщей воинской обязанности для мужчин, и в школах опять начали пытаться производить патриотов. В 1880-х иностранных преподавателей стали массово увольнять из школ и училищ, заменяя их кадрами правильной, то есть японской, национальности. Обязательным предметом стала этика, на которой школярам положено было растолковывать про почтительность, покорность императору и правительству, и никакого там тлетворного "западного" индивидуализма и либерализма. В 1886 главой Токийского педагогического училища, уже объединенного, стал Ямакава Хироши, это уже было. Но вот подробности. Господин полковник ввел в обоих училищах казарменные порядки и дисциплину. Распустились!! Научу мать вашу рродину любить!!! (Кано Дзигоро отменит казарменный режим в общежитиях в 1895-м) И взял на работу старого друга Фуджиту Горо, генерала полиции, вероятно с той же целью. В этом же 1886г. министром образования и культуры становится Мори Аринори, человек других взглядов, приверженец западного образования и концепции прав человека. С его именем связаны реформы этого года и последующих, и упорядочение всей системы. Он много ездил по стране и выступал с публичными лекциями в регионах, где объяснял необходимость учиться, что такое "западная цивилизация", и почему надо менять общество. Ему не удалось остановить отток иностранных специалистов из страны и введение военной подготовки в школах. В 1890-х многие отмечали, что знание японцами иностранных языков стало существенно хуже. Патриотическая пресса (в 1880-х другой уже не было, реверанс господину Ямагата) его травила, обвиняя во всех грехах и надругательствах. 11 февраля 1889 года, в день провозглашения Конституции Великой Японской Империи, Мори Аринори был убит еще одним патриотом, кухонным ножом, за якобы оскорбление святилища Исэ, куда патриот специально съездил, и, по его заявлению, на месте в том убедился. Народ оно видимо немного протрезвило, и волна изоляционизма и милитаризации пошла на убыль, а Япония опять повернулась лицом к миру. Премьер-министром на годы опять станет западник Ито Хиробуми, младший из всех учеников школы Мацусита Ёсиды Сёина, недолго после этого проносившийся с Сонно-Дзёи, но быстро понявший необходимость, и направление перемен. Его правительство продолжило реформы Аринори.

В 1890-х при городских школах и училищах появились первые стадионы и оборудованные спортзалы, где уже можно было заниматься чем и поинтереснее. В 1896г. Кано Дзигоро учреждает при своем училище первое в стране отделение физкультуры, на котором начали заниматься дзюдо, настольным теннисом, лаун-теннисом (то есть на грунте, тогда же откроют корты), бегом, велоспортом, греблей, бейсболом, гимнастикой, сумо, геккен (под руководством инструктора из Мибу), и еще футболом (список с годами увеличится, и в него попадут почти все тогдашние олимпийские виды спорта). Организуется первая футбольная команда (примерно тогда же издано первое японское наставление по игре в "ножной мяч"), а в 1902г. там же футбольная ассоциация в 1904г. продувшая с разгромным счетом команде гайдзинов из Йокогамы. Но бороться у натренированных в дзюдо педагогов получалось лучше, поэтому в 1900-х они начали практиковать еще и привезенное из Америки регби.

По всей стране юноши гоняли на велосипедах — сначала так, а потом вот так, а в поздние 1900-е на автомобилях и аэропланах (первый полет в пригороде Токио), в баскетбол, бейсбол, крокет, теннис (на втором фото 1906г. корты Токийского высшего педучилища, кстати на чемпионате 1912г. в Маниле от Японии выступал некто Ямадзаки Сусуму, первый ряд второй слева или мне уже Шинсен просто везде мерещится), плавали (фото опять из Токийского педучилища, но вышка с бассейном, думаю, стояли где- то отдельно) и занимались набиравшими популярность в Европе греблей и парусным спортом, и еще чем только можно. Европейский атлетический тип для молодых людей стал считаться образцом подражания, и поэтому-то министерство так быстро согласилось ввести в школах, училищах и университетах дзюдо, в отличие от традиционных бу-дзюцу (которыми тоже занимались, но о них сделаю отдельно) делавшего упор на формировании сильного мышечного корсета и силовых упражнениях.

У девушек в школах (и просто так) физзанятия тоже были разнообразные: теннис, пинг-понг, обыкновенное поймай меня, танцы, плавание (в связи с которым в моду вошли такие купальные костюмы), опять танцы, и еще с колокольчиками, оригинальные приемы с копьем на лыжах, просто дали подержать велосипед, а еще баскетбол и даже футбол :). Это все опять не считая традиционных боевых дзюцу, которые в очередном порыве праведной милитаризации ввели в школах в 1910-х (хотя много где было и раньше).

С целью достижения японскими девушками телосложения европейских худощавых красоток (и судя по фотографиям второй половины 1900-1910-х это им, как ни странно, удалось) в США для изучения науки стройности лично министр образования отправил на четыре года комсомолку, отличницу и спортсменку (ну где-то и красавицу наверное) Инокучи Акури (чье имя по-японски пишется весьма странным образом, смесью кандзи и катаканы, в связи с тем, что каной оно писалось так же, как английское "ugly"). В 1903г. Акури-сан вернулась на родину, успев поучиться в трех ВУЗах, включая Гарвард, изучила там уйму наук, физиологию и шведскую гимнастику. И немедленно начала преподавать все это в Дзёси Такаси. Шведская гимнастика в то время выглядела примерно так, и требовала от девушек применения оригинальной спортивной формы, этаких шароваров, англ. bloomers, которые под названием ブルマース "бурумасу" и внедрили на физре в училище. Вот она со своими студентками, а здесь внизу есть фото как выглядели занятия. Уже через несколько лет шведской гимнастикой будут заниматься в школах по всей Японии, что на фигурах девушек отразится впечатляюще. А помог Акури-сан с поездкой в Америку (судя по всему, он много кому помогал, не только родственникам) вот этот человек

Такаминэ Хидэо, бывший самурай хана Айдзу, просветитель (видимо от слова свет), многократный директор педагогических заведений, и просто сэнсей, учитель. Всмотрелись? Хотели бы у него учиться? С 1897г он был главой женской высшей школы в Токио, и оставил этот пост 22 февраля 1910г., уйдя из жизни. В предыдущем году семейство Фуджита уволилось из Дзёси Такаси (судя по тому, что Токио в выпускном альбоме преподавателей 1911г. тоже нет, а за общежитие тогда отвечала другая дама, совмещавшая этот пост с должностью учителя домоводства). В следующем году бывшего санбантай-кумичё опять похоронят, в последний раз не в своей могиле.

@темы: бакуманьячное, Мэйдзи дзидай

URL
Комментарии
2012-08-07 в 18:22 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
siava, спасибо, очень интересная статья!

2012-08-07 в 20:18 

Лэй Чин, спасибо Вам, что дочитали))) Страшно извиняюсь за неработающие ссылки, недосмотрел. Вроде исправил.

URL
2012-08-07 в 20:23 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
siava, да это сложно не дочитать было, оно же красота невероятная)
И девочки-курсистки в традиционных кимоно, мамо, красота же - сразу видно, кто замужем, кто нет))

2012-08-07 в 20:45 

-Fushigi-
siava, спасибо, очень интересно! И фотки замечательные :) Только с плаваньем не открывается.

оригинальные приемы с копьем на лыжах
:buh:

2012-08-07 в 21:03 

-Fushigi-, еще раз виноват, теперь должно работать.

оригинальные приемы с копьем на лыжах Причем держат их так же, как нагинаты)) Мне тоже понравилось!

URL
2012-08-07 в 21:08 

-Fushigi-
siava, спасибо, теперь вижу!

Причем держат их так же, как нагинаты)) Мне тоже понравилось!
Это ж практически биатлон по-японски )))

2012-08-07 в 21:44 

Это ж практически биатлон по-японски
А что, снопов по бокам наставить, и в Олимпийский комитет))
Представил себе старояпонского сохэя, с диким криком вертящего нагинату над головой и съезжающего с горки на лыжах в гущу врагов... Не пытайтесь повторить называется))

Лэй Чин, на девушек сам засмотрелся, о эти фотки из Очаномидзу, а лица какие просветленные, м-м-м! (А как Вы замужних отличаете, по взгляду?)))

URL
2012-08-07 в 21:47 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
А как Вы замужних отличаете, по взгляду?
По рукавам))
У девушек - широкие и длинные, и светлые кимоно. У женщин - кимоно темнее и рукава уже))

2012-08-07 в 21:54 

Лэй Чин, ау, спасибо, про рукава не знал. Оказывается, девушкам кимоно дарить надо с правильными рукавами))

URL
2012-08-07 в 21:57 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
siava, ну, там же как: ирофурисодэ (цветное кимоно с длинными рукавами) - девушка, иротомэсодэ (цветное кимоно с узким рукавом, обычно более темной или строгой расцветки) - молодая замужняя, куротомэсодэ (черное кимоно с узким рукавом) - немолодая замужняя или вдова))))
Одежда строго формализована, так чтоб сразу был виден статус носителя))

2012-08-07 в 22:11 

Лэй Чин, а не знаете случайно, насколько надо быть немолодой, чтобы это куротомэсодэ носить?

URL
2012-08-07 в 22:14 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Лэй Чин, а не знаете случайно, насколько надо быть немолодой, чтобы это куротомэсодэ носить?
По-моему это субъективно))
Но сейчас традиционные тетеньки его годов с тридцати надевают.

2012-08-07 в 22:19 

Облом значит. Это я возраст нескольких таких мадам определить пытался. Спасибо за инфу!)))

URL
2012-08-07 в 22:25 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Еще куротомэсодэ, кстати, гэйко носят. Но это явно не тот случай.

2012-08-09 в 11:17 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Спасибо!!!
С образовательной системой нашей, родной, бы разобраться, но очень интересно!!!

Не по теме:
В следующем году бывшего санбантай-кумичё опять похоронят, в последний раз не в своей могиле
Вооот, вот это меня страшно интересует - Мейдзи ведь на дворе. Откуда очередные похороны, кто опять покусился (попытался и вроде как смог - хоронить-то что-то пришлось? и что это было?!!!) на бывшего самбантай-кумитё?
Про это ничего не нашли/будете искать? :inlove:

2012-08-09 в 22:21 

Glaubchen, на здоровье!)))

Откуда очередные похороны, кто опять покусился
Отошел за сакэ. (с)Фандом. Не вынесла душа поэта!
А вообще Мэйдзи то оно Мэйдзи, но из охотников за головой этого человека всегда была длинная очередь, так что причина могла быть. читать дальше

URL
2012-08-09 в 22:31 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
А потом хочу попытаться связь Рёма-Яманами поковырять, это если время еще будет, так что пока не загадываю)))
А поковыряйте, а? А то у нас в команде уже тенденция матчастью от вас с Фусиги вдохновляться вместо кина и аниме)

2012-08-09 в 22:41 

Лэй Чин, вот уже пообещал себе в отпуске языком заняться, это пока главное препятствие. Но боюсь чтоб как всегда не получилось...

URL
2012-08-09 в 22:44 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Так что тема эта правда интересна, и порыть там можно
:inlove:

А потом хочу попытаться связь Рёма-Яманами поковырять, это если время еще будет, так что пока не загадываю)))
Это наверняка тоже ОЧЕНь интересно! В "Шинсенгуми!" утверждают, что Рёма был знаком с Кондо, а про Яманами как-то не попадалось еще информации. Если что - признательный читатель обеспечен :yes:

2012-08-09 в 23:00 

Glaubchen, несколько раз уже натыкался, что Рёма тоже в Генбукан заходил, и учился там похоже в одно время с Яманами. Но пока источник только один видел — Сиба Рётаро. А такие вещи вообще-то должны фиксироваться, вот и думаю поискать. Да и похоже, что не только школа кендзюцу у них общая была. Но опять язык... так что учиться и учиться)))

URL
2012-08-10 в 16:43 

-Fushigi-
несколько раз уже натыкался, что Рёма тоже в Генбукан заходил, и учился там похоже в одно время с Яманами. Но пока источник только один видел — Сиба Рётаро.
Ой, я бы не очень доверяла этому источнику - у меня например есть две манги, в которых Хиджиката тоже очень даже знаком с Рёмой )) Если так нужно для сюжета, эти авторы кого хочешь с кем хочешь познакомят. Но если на самом деле есть завязки с общей школой, это интересно...
С Рёмой вроде был знаком Ито. И даже заходил предупредить, что его могут убить...

Но опять язык... так что учиться и учиться)))
Пожалуй, напишу-ка я краткую инструкцию, как читать по-японски, не зная языка )) Давно собиралась, а тут как раз повод!

2012-08-10 в 17:56 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Пожалуй, напишу-ка я краткую инструкцию, как читать по-японски, не зная языка ))
Оооооо! Пожалуйста!!! ;-)

2012-08-10 в 20:15 

Ой, я бы не очень доверяла этому источнику
Вот и я о том же, чувствую себя Станиславским... Но по поводу кендзюцу они там все точно встречались, как минимум несколько раз в год синаями помахать. А потом и чем поострее.

Пожалуй, напишу-ка я краткую инструкцию, как читать по-японски, не зная языка ))
Это не повод, это насущная необходимость!)) И где ж Вы раньше то!!..

URL
2012-08-10 в 20:23 

-Fushigi-
И где ж Вы раньше то!!..
Ну, я периодически уже писала нечто обучающее на тему японского языка )) Надеюсь, получилось более-менее понятно...

2012-08-11 в 11:04 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
2012-08-14 в 11:19 

-Fushigi-
несколько раз уже натыкался, что Рёма тоже в Генбукан заходил, и учился там похоже в одно время с Яманами. Но пока источник только один видел — Сиба Рётаро.
А вот и еще один источник, вполне достоверный!

2012-08-17 в 19:37 

-Fushigi-, не успел вернуться, а тут такое, ням! Спасибо за наводку)))

URL
   

Задний дворик

главная