Сайто Хаджиме, он же, он же, он же..., как известно, прожил долго для своего времени и рода занятий, аж до 1915г. С 1874 по 1890 он под именем Фуджита Горо работал в полиции (официально год поступленияия на службу 1877), а с 1890 по 1909гг. в сфере образования (полная трудовая книжка здесь). И этот, казалось бы публичный отрезок его жизни, как раз и самый неизученный. А меж тем, он был связан со многими людьми, сделавшими свое время и стоявшими во главе модернизации Японии. И, как выяснилось, не только он
читать дальше
После ухода из полиции в 1890г. (т. е. в примерно в 45 лет, не таким уж и дедушкой) Фуджита-сан пришел работать в Токийское высшее педагогическое училище преподавателем кендзюцу, и одновременно охранником Музея образования при этом училище.
Заведение это с самого начала задумывалось особенным. Оно было основано как раз после провозглашения Указа об образовании 2 августа 1872. И с начала существования училище стало своего рода инновационной площадкой, для разработки методик преподавания предметов. Это был рассвет идей "Буммэй Кайка" — "Западная цивилизация, западное образование". (А каких-то 4 года назад эти же деятели бегали с шашками по улицам и орали Сонно-Дзёи ) В этом году открыли первую японскую ветку железной дороги Токио-Йокогама, и токийский вокзал Симбаси — на месте разрушенных представительств Айдзу и Сендай (на такой же платформе открытого в 1877г. вокзала Киото кеншинская Мисао за поездом бегала, но поезд шел в Кобе, а дальше кеншингуми должны были плыть по морю — "Главную линию Токайдо" Токио-Киото-Кобе откроют в 1889), двадцатилетний император Мэйдзи снял многослойные придворные одежды, постригся, одел штаны, саблю и мундир, развалился на стуле и так сфоткался)), и в таком виде начал первое (вообще для императоров) путешествие по стране, за рубежом почти год колесила миссия Ивакуры, а в повседневную моду вошли шляпы-котелки.
В ходе реформы образования предполагалось открыть 8 университетов и более 53 760 начальных школ-четырехлеток по всей стране (потом срок обязательного школьного обучения станет 6 лет). В университеты приглашали иностранных преподавателей, но вот для подготовки огромного количества школьных педагогов планировали в каждой префектуре открыть школу для учителей, а в Токио — то самое "педагогическое училище". Срок обучения во всех училищах был три года. Позже для токийского построили новое большое здание, и Сайто застал его вот таким, а это его входные ворота. Год не указан, но похоже что это как раз 1890-е. Первое фото сделано с крыши православного Воскресенского собора — Никорай-до, основанного нашим соотечественником, и тоже героем бакумацу, отцом Николаем Японским, достроенного весной 1891г., непосредственно к визиту в Японию наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. И который наследник из-за одного патриота (оставившего ему шрам на черепной кости — по нему, и пятнам крови с одежды в 1990-х пытались идентифицировать останки) так и не посетил. И зря,
А в 1875г. на этой же улице — она же набережная канала, чуть левее открыли в присутствии императрицы Харуко Токийское женское высшее педагогическое училище. В нем Фуджита Горо трудился потом, в 1899-1909, специалистом по общим и финансовым вопросам, в частности командовал рикшами)). А его бодхисаттва и, по совместительству, вторая жена Токио была в нем же комендантом общежития. На том сайте, где открытие, фотки мутные, но оба училища рядом разглядеть можно Там же есть его выпускницы разных лет.
Эти два училища довольно часто путаются, в том числе японцами на их сайтах. Неразберихи добавляет и дальнейшая история обоих училищ. В 1923г. в районе Токио произошло Великое землетрясение Канто. Оно полностью разрушило город, в том числе здания училищ. Женское училище отстроили на новом месте, в Оцука, где оно до сих пор и находится. Во время Второй мировой войны корпуса училищ также основательно пострадали, и после этого первое, мужское, решено было на старом месте тоже не отстраивать. После войны оба заведения подверглись многочисленным реорганизациям и переименованиям. Условным преемником Токийского высшего педагогического училища является университет Цукуба, в наши дни находящийся на полпути между городами Токио и Мито в районе города Цукуба, вот его фото. А на месте старого училища сейчас частично территория храма, о котором будет во второй части, а частично медуниверситет. Бывшее женское педучилище с 1949г. называется университет Очаномидзу, расположен он здесь (стрелка старое место, кружок — новое), в 4-х станциях метро на северо-запад от прежнего места по линии Маруноучи, в Оцука, район Бункьо. А на старом месте стоят здания нескольких медицинских учреждений, в том числе Токийского университета медицины и стоматологии, построенные после войны. Напротив них через канал находится знаменитая станция электричек JR Очаномидзу, с мостами и метро, и изначальный пейзаж там сильно поменялся. Сам канал был прорыт еще в эпоху Эдо , и местность получила название Очаномидзу — вода для чая (не путать с очимидзой!!). А поскольку медицинский университет находится прямо на месте старого женского педучилища, его иногда тоже называют университетом Очаномидзу, только медицинским. Официальный же университет Очаномидзу к местности отношения давно не имеет. Короче говоря, бардак полный.
На современной карте Токио кривыми стрелочками — это бывшее местоположение двух училищ. Которое с крестиками — нынешний медуниверситет. Красная точка под правой стрелкой — Никорай-до, а с низа карты уже недалеко до края сада императорского дворца.
Два училища одинакового профиля (преподаватели думаю в них тоже одни были, и через калитку туда-сюда ходили ) понадобились потому, что японское образование традиционно для мальчиков и девочек было раздельное, и реформаторы Мэйдзи традицию решили сохранить. Образовывали они тоже традиционно мальчиков (поэтому первым мужское училище и открыли) — по Мещерякову в конце периода Эдо умели читать 40% мужчин и только около 15% женщин. Женское образование (если и было) ограничивалось семьей и храмовой школой (тэракоя). Если мужчина еще мог продолжить учиться в какой-нибудь частной или клановой школе, то женщинам, причем всех сословий, полагалось сидеть дома, и ждать пока их женихи/мужья образумятся. И в эпоху Мэйдзи с женским образованием тоже был швах, надо сказать. Проблема эта постепенно привела к движению феминисток, но это чуть другая тема.
В обоих училищах с тех пор творились дела чудесные, и непосредственно связанные с семьей Фуджита Горо и кланом Айдзу. С 1881 по 1886гг. директором Токийского педагогического училища (еще не высшего) был Такаминэ Хидэо — двоюродный брат жены Сайто — Токио, участник обороны Айдзу в 1868, а потом чиновник от образования и просветитель. Мало того, в 1886г. директором становится Ямакава Хироши (с 6 марта 1886 по 13 августа 1891), соратник Сайто Хаджиме по войне в Айдзу, (где отличился танцами со львами - см. у Имри) и потом в 1877 в Сацуме, он же его младший сват на второй свадьбе и настоящий полковник. Если Фуджита Горо устроился туда в 1890, то брал его на работу как раз Ямакава! При нем в апреле 1886 училище переименуют в "высшее". Потом директором снова стал Такаминэ Хидэо (16 августа 1891 - 11 сентября 1893).
А после всех господ из Айдзу главой училища был Кано Дзигоро (20 октября 1893 - 20 июня 1898). Тот самый основатель и популяризатор дзюдо, а ещё очень широко образованный человек, полиглот и вестернизатор образования. А с 1910г. еще и член Международного олимпийского комитета от Японии, первый представитель Азии в этой организации. Штаб-квартиру дзюдо, Кодокан, ему перенести в училище не удалось, но с этого времени там открылся его клуб, первый в системе высшего образования. До этого Кано активно, и успешно, продвигал свое дзюдо в системе полиции.
А лучшим учеником (и во многом учителем) Кано в дзюдо был молодой человек по имени Сайго Сиро (1866 - 1922). Он был сыном (приемным) не кого-нибудь, а Сайго Таномо, командира войск Айдзу во время осады 1868г. (т.е. начальника Сайто и Ямакавы) В Айдзу у него погибла вся семья (см. фильм "Бьяккотай"), и он усыновил талантливого, но своенравного Сиро. Юноша учился у отца тайным техникам (осики-ути) клана Айдзу, в частности Дайто-рю дзю-дзюцу. Но надежд отца не оправдал, сбежал из дома и примкнул к компании Кано Дзигоро. И был назначен старшим инструктором дзюдо, потому как в додзё одолеть его никто не мог, включая и самого Кано. Парень был задирист, и в 1891 Кано его отчислил из Кодокана за пьяную драку с сумоистами (и полицией, с последствиями для них всех). Через годы Сиро взялся за ум, и стал мастером кюдо, японской стрельбы из лука.
И всё время директорства Кано Фуджита Горо охранял музей и учил кендзюцу, скорее всего в том же зале, где занимались дзюдо. Фуджита-кун сам владел дзю-дзюцу Сэкигути-рю, и очень может быть, что они с Кано на эту тему тоже общались.
Кано Дзигоро в 1893г. как раз вернулся из длительной загранкомандировки от министерства образования, и с энтузиазмом принялся внедрять полученный опыт в училище. При нем были разработаны научные методы преподавания многих предметов, но главное его достижение — это реформа физического воспитания в школах и университетах, куда он, кроме своего дзюдо, внедрил кендо и много чего еще, что вышло непосредственно из клана Айдзу. Не забыв про футбол, баскетбол, бейсбол, и даже крокет, в которые гоняли его студенты на стадионе училища, а потом и стадионах всей Японии.
А господин Фуджита Горо не просто наблюдал все это безобразие из окна, а был к нему очень даже причастен. ))
Дальше будет еще много фоток, и даже некоторое видео от братьев Люмьер, 1897г! Так что педагогическая поэма продолжается.
Поскольку материал по большей части из японских источников, с языком которых пока в основном через Гугль общаюсь