Не знаю, написано ли на эту тему где-то отдельно, если вдруг да, прошу видевших прислать ссылку. Собственно вот из чего это вылилось. Чем больше думал про кендо в исполнении и преподавании Фуджиты Горо, тем больше в голове что-то протестовало, с лозунгом КАКОЕ там к черту КЕНДО, с его то спортивным опытом! Так что возникла необходимость к этому самому опыту присмотреться немножко повнимательнее Сразу надо оговориться, что и в этом вопросе у Сайто-сана как обычно, никто ничего толком не знает. Поэтому буду придерживаться общепринятых сведений, тем более что источников их я в большинстве не знаю, и костяк поста — это японская вики-статья про Сайто. Так что если вдруг чего, прошу без насилия. И еще возьму на себя смелость сделать несколько предположений на тему, несогласных приглашаю к дискуссии.
читать дальше
Чем больше всматриваюсь в предмет, тем сильнее понимаю Нагакуру, на которого все обижаются за якобы незнание стиля кендзюцу коллеги. Если все то, что этому коллеге приписывают, правда, я бы тоже сказал, что понятия не имею как это назвать, потому что оно смесь невообразимая. Первое биографическое упоминание о профподготовке молодого Хаджиме относится к школе Мизогути-ха Итто-рю (раздел в англо-вики, японская статья, видео), куда упомянутый господин был принят учиться за служебные заслуги его отца в возрасте 14 лет. Однако сразу все не просто. Возникла она в средине 17-го века как ответвление Оно-ха Итто-рю, но постепенно претерпела значительные изменения. Оно-ха (история, видео, обратите внимание на набор антибаттосайных приемов с 5.40) была основана учеником знаменитого фехтовальщика эпохи Сэнгоку Ито Иттосая Кагэхиса — Оно Дзироэмоном Тадааки (до 1588г. Микогами Тэндзен), ставшим вассалом Токугава Иэясу и учителем кендзюцу его сына. На сегодня это старейшая школа меча семейства Итто-рю, и она же его прародительница. Начиная с конца 16-го века в ней готовили телохранителей сёгунов Токугава, и при 2-м соке Оно-ха стала клановым кендзюцу Айдзу, ее преподавали в школе Ниссинкан. Тогда же одним из учеников 2-го соке была основана Мизогути-ха Итто-рю, декларировавшая менее жесткий подход к обучению ката. Основатель ее, Мизогути Сингоэмон Масакацу, был не из Айдзу, и в клан она попала в неполном виде с его последователем, Эдамацу Кимитада, у которого менкьо-кайден в ней не было, но он учился в каких-то еще фехтовальных рю. В 18-м веке Айдзу Мизогути-ха вошла в клановый комплекс осики-ути, тайных техник, куда помимо нее включили Дайто-рю, обширную и комплексную школу бу-дзюцу, происходившую из разгромленной в 1575г. коалицией Оды Нобунаги в битве при Нагасино провинции Кай, родового гнезда клана Такеда. Пишут, что базировались обе секретные рюха тоже в Ниссинкане, клановой самурайской школе (ханко) хана Айдзу, но думаю, что как-то отдельно от остальных. Передача их осуществлялась строго внутри буси Айдзу особо доверенным самураям, поскольку они же были потенциальные кандидаты на должности телохранителей сёгунов и каро хана. Соответственно уровень подготовки в обоих школах был много выше среднего, и включал в себя изучение и эффективное противодействие коварным приемам из других направлений.
Например в Дайто-рю были большие разделы обездвиживания и обезоруживания, часть техник которого входит в арсенал современного айкидо, и еще учили противостоять стандартным приемам и оружию полиции (которая его кстати носила, просто это не было оружие в самурайском понимании, шоб одним ударом пополам), и, по некоторым данным, синоби. В Мизогути-ха ветви Айдзу активно занимались изучением творчества других кендзюцу, и способов его нейтрализации. Привело это к тому, что от первоначальных ката мало что осталось, и в канон вошли вадза из родственной Наканиси-ха Итто-рю и множество чужеродных техник, в том числе с двумя мечами, то есть собственно Итто-рю она быть уже перестала. Сравнить ее с основной Мизогути-ха тоже проблематично, потому что та до нас не дожила — адептов сильно поубавилось в Босин, а последние, говорят, сгинули во Второй мировой. Так что, как ни странно, до наших дней дотянуло только тайное направление, во многом благодаря Сайго Таномо, и из школы, между прочим, вышли многие известные кендоисты. В любом случае считается, что в осики-ути техники добавлялись вплоть до самого бакумацу, и школы постоянно менялись и развивались. Смотреть демонстрации их разрешалось только внутренним ученикам, и обе рюха представляли собой закрытые секты посвященных. Отбор новобранцев в них был крайне строгий, и предполагал наличие положительного опыта боевых занятий и рекомендаций.
Из чего истекает простой вывод о том, что это было скорее всего не первое место, куда будущий кумичё ходил упражняться на пути самурая. Но поскольку прямых упоминаний о местах его ранних экзерсисов нет в смысле совсем, то это потенциально могла быть любая из 94-х школ, обучавших разному членовредительству на территории Айдзу. Кроме Оно-ха Итто-рю (и ее производных), самой распространенной была Дзики Синкаге-рю (в Айдзу ее называли без приставки Касима Синден), комплексная и хорошо развитая, ведущая традицию от знаменитой Каге-рю того-же дивного времени междоусобных войн. Эта рю включала в себя работу со всевозможным оружием, в частности многие женщины Айдзу обучались в ней владению нагинатой (и не только), а еще дзю-дзюцу и спарринги с использованием синаев и защитной аммуниции, которую ее основатель первым придумал в 18-м веке для снижения травматичности учебных поединков. В Оно-ха к слову традиционно лупились боккенами, ибо родитель ее, человек со старым гуманистическим опытом, ни о каких защитах и синаях слышать сроду не хотел. И, как описывают, дубасил сыновей и прочую токугавскую родню без всякой жалости. За что в общем-то его последователей в Айдзу и сослали, не сегунское это дело в конце концов, по фэйсу палками получать.
По версии Сидзуко Акама отец Хаджиме, Ямагути Юсуке, был из той самой семьи Ямагути, которая практиковала Ямагути-рю бу-дзюцу, включавшее, коли верить вики-статье, Оно-ха Итто-рю, нитто-рю (фехтование двумя мечами), кодати-дзюцу, кендзюцу Мугай-рю, и учение о военной стратегии. Причем Ямагути-рю Хейхо была известна как минимум сто лет до эры Эдо, и к ней вероятно был не равнодушен, кто б мог подумать, упомянутый господин Нобунага. Школа была известна еще в нескольких ханах — Намбу, Тоса (вероятно кто-то из учителей впоследствии съездил, и Мугай-рю с собой туда свез, после чего Тоса Мугай-рю станет вторым клановым баттодзюцу) и Тояма (где тоже была известная школа кендзюцу Тояма-рю, причем и ее иногда к Сайто сватают, но лично мне это совсем сомнительно). Здесь целый сайт подробно рассказывает ее историю и легенды. Школа была не столько основана, как, вероятно, доработана вассалом Тоётоми Хидэёси из клана Хитати, Ямагути卜真斎 (кто знает как сё читать не молчите), годы жизни 1582-1656, который был не последним теоретиком стратегии и мастером фехтования, в частности разработал некоторые приемы баттодзюцу, впоследствии составившие костяк Мугай-рю кендзюцу. Он стал вассалом Айдзу, и подарил туда еще и свою кодати-дзюцу. Если кто-нибудь встречал изображение мона Сайто Хаджиме, его можно сравнить с тем, который вот тут, хотя при несовпадении, думаю, это еще ничего не значит, ибо как мсье умел шифроваться общеизвестно. Насколько я понял, эта школа впоследствии и в целом стала называться Мугай-рю Хейхо, и что из нее в период сознательного возраста успел выучить Хаджиме (если и правда учил) остается для размышлений. Если факт был, это объясняет многое, кроме пожалуй того, что Ямагути Юсуке был простым асигару, правда как-то купившим титул хатамото. (Может опять какой-нибудь третий младший ненаследный сын...)
Дальше, если верить биографам, было следующее. Некий хатамото имел неосторожность поспорить с худощавым 19-ти летним (я ничего не путаю?) молодым человеком, спор проиграл, а талантливый юноша пошел паковать чемоданы. После чего съехал на новую квартиру в город Киото и сменил фамилию на Сайто, дабы еще у кого, упаси ками, что-нибудь не выиграть. Остановился он в додзё старого друга отца, 吉田勝美 Ёсиды Кацуми, которого тот попросил приютить своего не в меру находчивого отпрыска. Школа называлась Сётоку-тайси рю (названа в честь принца Сётоку), и там изучали кендзюцу, нагината-дзюцу, экзотическое нодати-дзюцу, предполагающее размахивать такусеньким ножичком (акусокудзан в натуральную величину вот здесь и здесь пытаются это попробовать, кстати после командировки самураев в Корею там тоже подобные комплексы развились, а с японцами еще такой клип нашелся, знающие чего там ржут поделитесь плиз, хотя мне и так нравится ), еще непонятное 入身術, вероятно анатомия или медицина, и опять хейхо, военную стратегию, только из другой сэнгоковской сборной. Первоначально эта школа была именно придворно-стратегической, объединяла в себе несколько ранних китайских и японских классических традиций, сначала штудировалась семьей Минамото, а в Сэнгоку уже была клановым учением Такеда, которое господин Синген вволю и попользовал. В его рамках, в частности, за четыреста лет до фон-Шлиффена разработали теорию блиц-крига с применением мобильных кавалерийских отрядов. После Нагасино теоретики некоторое время были без пмж, но потом, паки добро не пропадало, их приютил Хосина Масаюки, и принял в новообразованный клан Айдзу вместе с остальными уцелевшими рюха клана Такеда. Где эту хейхо объединили с убойно-прикладными дзюцу школы Ясумицу, еще одним приветом из чудесного прошлого. Описаний или демонстраций конкретных техник я не нашел, вероятно они не сохранились. Но ценность школы очевидно состояла в изучении именно наук и хейхо, и дружба родителя Сайто с ее главой косвенно может подтверждать обладание им знаний Ямагути-рю. Кроме этого Сётоку-тайси рю дополнительно зубрили студенты других школ бу-дзюцу Айдзу и Сэндая, например она шла как сопутствующий предмет для фехтовальной Мизогути-ха, и каким образом номинально покинувший свой хан отрок попал в теоретически секретную клановую военную школу, да еще вроде как трудился там сиханом, то есть получал жалование и по статусу должен был числиться в списках самураев, для меня загадка. Еще и высказываются намеки, что он там занятия в Мизогути-ха Итто-рю продолжил, что совершенно сногсшибательно, и наводит на глубокие размышления о том, что там было за дело такое, за которое начальство провинившегося скорее поощрило, нежели наказало.
Не менее интересно выглядит то, что Сайто попутно умудрился продолжить упражнения по шинковке себе подобных еще в двух местах, и это как минимум. Во-первых он не один раз ездил в Эдо, где, как считается, заглянул в гости в ныне известное (а тогда скорее наоборот) общежитие выдающихся джентльменов, к будущему командиру, а тогда просто главе додзё Сиэйкан Кондо Исами. Дело в том, что на тогдашних дорогах, как известно, на границах ханов стояли пограничные посты, и без разрешительных документов миновать их было затруднительно. Даже если предположить, что пробирался он исключительно по ночам горными тропами, в любом случае без соответствующих рекомендаций в тогдашние рюха не принимали. И это, думаю, еще одно очко в пользу версии о том, что в Айдзу господин Хаджиме не только вернулся, но и не очень из него выходил. Был ли Сайто в других школах кендзюцу в Эдо, и как познакомился с Теннен Рисин рю, неизвестно. Кроме того, про Ямагути Юсуке пишут, что он в Айдзу почти не бывал, а жил преимущественно в столицах, где служил некому Судзуки, и если Хаджиме в ранние годы был с ним, то и с Кондо он мог познакомится раньше. Также не очень известно, по каким таким надобностям он шлялся в Эдо потом, и вполне можно предположить, что еще и к родителям.
С именем Сайто, хотя в этом случае уже Фуджиты, связано еще одно кендзюцу, Кейси-рю. Но дело в том, что это была (и до сих пор есть) такая сборная солянка, которую быстро состряпали для тренировки новой полиции, и, пожалуй, вынесу ка я его в пост про Мэйдзи, потому что оно с Ямаокой Тессю связано.
Во второй части будет про баттодзюцу, мимо которых герой с большой вероятностью тоже не прошел, и про дзю-дзюцу, оказавшееся неожиданно связанным, чтоб не приснился с прототипом, как некоторые почему-то думают, того персонажа, о котором в Японии на днях премьера фильма состоялась.
Кендзюцу Сайто Хаджиме ч.1 Наследие эры Сэнгоку.
Не знаю, написано ли на эту тему где-то отдельно, если вдруг да, прошу видевших прислать ссылку. Собственно вот из чего это вылилось. Чем больше думал про кендо в исполнении и преподавании Фуджиты Горо, тем больше в голове что-то протестовало, с лозунгом КАКОЕ там к черту КЕНДО, с его то спортивным опытом! Так что возникла необходимость к этому самому опыту присмотреться немножко повнимательнее Сразу надо оговориться, что и в этом вопросе у Сайто-сана как обычно, никто ничего толком не знает. Поэтому буду придерживаться общепринятых сведений, тем более что источников их я в большинстве не знаю, и костяк поста — это японская вики-статья про Сайто. Так что если вдруг чего, прошу без насилия. И еще возьму на себя смелость сделать несколько предположений на тему, несогласных приглашаю к дискуссии.
читать дальше
читать дальше