Не знаю, написано ли на эту тему где-то отдельно, если вдруг да, прошу видевших прислать ссылку. Собственно вот из чего это вылилось. Чем больше думал про кендо в исполнении и преподавании Фуджиты Горо, тем больше в голове что-то протестовало, с лозунгом КАКОЕ там к черту КЕНДО, с его то спортивным опытом! Так что возникла необходимость к этому самому опыту присмотреться немножко повнимательнее
Сразу надо оговориться, что и в этом вопросе у Сайто-сана как обычно, никто ничего толком не знает. Поэтому буду придерживаться общепринятых сведений, тем более что источников их я в большинстве не знаю, и костяк поста — это японская вики-статья про Сайто. Так что если вдруг чего, прошу без насилия. И еще возьму на себя смелость сделать несколько предположений на тему, несогласных приглашаю к дискуссии.
читать дальше
Чем больше всматриваюсь в предмет, тем сильнее понимаю Нагакуру, на которого все обижаются за якобы незнание стиля кендзюцу коллеги. Если все то, что этому коллеге приписывают, правда, я бы тоже сказал, что понятия не имею как это назвать, потому что оно смесь невообразимая. Первое биографическое упоминание о профподготовке молодого Хаджиме относится к школе Мизогути-ха Итто-рю (раздел в англо-вики, японская статья, видео), куда упомянутый господин был принят учиться за служебные заслуги его отца в возрасте 14 лет. Однако сразу все не просто. Возникла она в средине 17-го века как ответвление Оно-ха Итто-рю, но постепенно претерпела значительные изменения. Оно-ха (история, видео, обратите внимание на набор антибаттосайных приемов с 5.40) была основана учеником знаменитого фехтовальщика эпохи Сэнгоку Ито Иттосая Кагэхиса — Оно Дзироэмоном Тадааки (до 1588г. Микогами Тэндзен), ставшим вассалом Токугава Иэясу и учителем кендзюцу его сына. На сегодня это старейшая школа меча семейства Итто-рю, и она же его прародительница. Начиная с конца 16-го века в ней готовили телохранителей сёгунов Токугава, и при 2-м соке Оно-ха стала клановым кендзюцу Айдзу, ее преподавали в школе Ниссинкан. Тогда же одним из учеников 2-го соке была основана Мизогути-ха Итто-рю, декларировавшая менее жесткий подход к обучению ката. Основатель ее, Мизогути Сингоэмон Масакацу, был не из Айдзу, и в клан она попала в неполном виде с его последователем, Эдамацу Кимитада, у которого менкьо-кайден в ней не было, но он учился в каких-то еще фехтовальных рю. В 18-м веке Айдзу Мизогути-ха вошла в клановый комплекс осики-ути, тайных техник, куда помимо нее включили Дайто-рю, обширную и комплексную школу бу-дзюцу, происходившую из разгромленной в 1575г. коалицией Оды Нобунаги в битве при Нагасино провинции Кай, родового гнезда клана Такеда. Пишут, что базировались обе секретные рюха тоже в Ниссинкане, клановой самурайской школе (ханко) хана Айдзу, но думаю, что как-то отдельно от остальных. Передача их осуществлялась строго внутри буси Айдзу особо доверенным самураям, поскольку они же были потенциальные кандидаты на должности телохранителей сёгунов и каро хана. Соответственно уровень подготовки в обоих школах был много выше среднего, и включал в себя изучение и эффективное противодействие коварным приемам из других направлений.
Например в Дайто-рю были большие разделы обездвиживания и обезоруживания, часть техник которого входит в арсенал современного айкидо, и еще учили противостоять стандартным приемам и оружию полиции (которая его кстати носила, просто это не было оружие в самурайском понимании, шоб одним ударом пополам), и, по некоторым данным, синоби. В Мизогути-ха ветви Айдзу активно занимались изучением творчества других кендзюцу, и способов его нейтрализации. Привело это к тому, что от первоначальных ката мало что осталось, и в канон вошли вадза из родственной Наканиси-ха Итто-рю и множество чужеродных техник, в том числе с двумя мечами, то есть собственно Итто-рю она быть уже перестала. Сравнить ее с основной Мизогути-ха тоже проблематично, потому что та до нас не дожила — адептов сильно поубавилось в Босин, а последние, говорят, сгинули во Второй мировой. Так что, как ни странно, до наших дней дотянуло только тайное направление, во многом благодаря Сайго Таномо, и из школы, между прочим, вышли многие известные кендоисты. В любом случае считается, что в осики-ути техники добавлялись вплоть до самого бакумацу, и школы постоянно менялись и развивались. Смотреть демонстрации их разрешалось только внутренним ученикам, и обе рюха представляли собой закрытые секты посвященных. Отбор новобранцев в них был крайне строгий, и предполагал наличие положительного опыта боевых занятий и рекомендаций.
Из чего истекает простой вывод о том, что это было скорее всего не первое место, куда будущий кумичё ходил упражняться на пути самурая. Но поскольку прямых упоминаний о местах его ранних экзерсисов нет в смысле совсем, то это потенциально могла быть любая из 94-х школ, обучавших разному членовредительству на территории Айдзу. Кроме Оно-ха Итто-рю (и ее производных), самой распространенной была Дзики Синкаге-рю (в Айдзу ее называли без приставки Касима Синден), комплексная и хорошо развитая, ведущая традицию от знаменитой Каге-рю того-же дивного времени междоусобных войн. Эта рю включала в себя работу со всевозможным оружием, в частности многие женщины Айдзу обучались в ней владению нагинатой (и не только), а еще дзю-дзюцу и спарринги с использованием синаев и защитной аммуниции, которую ее основатель первым придумал в 18-м веке для снижения травматичности учебных поединков. В Оно-ха к слову традиционно лупились боккенами, ибо родитель ее, человек со старым гуманистическим опытом, ни о каких защитах и синаях слышать сроду не хотел. И, как описывают, дубасил сыновей и прочую токугавскую родню без всякой жалости. За что в общем-то его последователей в Айдзу и сослали, не сегунское это дело в конце концов, по фэйсу палками получать.
По версии Сидзуко Акама отец Хаджиме, Ямагути Юсуке, был из той самой семьи Ямагути, которая практиковала Ямагути-рю бу-дзюцу, включавшее, коли верить вики-статье, Оно-ха Итто-рю, нитто-рю (фехтование двумя мечами), кодати-дзюцу, кендзюцу Мугай-рю, и учение о военной стратегии. Причем Ямагути-рю Хейхо была известна как минимум сто лет до эры Эдо, и к ней вероятно был не равнодушен, кто б мог подумать, упомянутый господин Нобунага. Школа была известна еще в нескольких ханах — Намбу, Тоса (вероятно кто-то из учителей впоследствии съездил, и Мугай-рю с собой туда свез, после чего Тоса Мугай-рю станет вторым клановым баттодзюцу) и Тояма (где тоже была известная школа кендзюцу Тояма-рю, причем и ее иногда к Сайто сватают, но лично мне это совсем сомнительно). Здесь целый сайт подробно рассказывает ее историю и легенды. Школа была не столько основана, как, вероятно, доработана вассалом Тоётоми Хидэёси из клана Хитати, Ямагути卜真斎 (кто знает как сё читать не молчите), годы жизни 1582-1656, который был не последним теоретиком стратегии и мастером фехтования, в частности разработал некоторые приемы баттодзюцу, впоследствии составившие костяк Мугай-рю кендзюцу. Он стал вассалом Айдзу, и подарил туда еще и свою кодати-дзюцу. Если кто-нибудь встречал изображение мона Сайто Хаджиме, его можно сравнить с тем, который вот тут, хотя при несовпадении, думаю, это еще ничего не значит, ибо как мсье умел шифроваться общеизвестно. Насколько я понял, эта школа впоследствии и в целом стала называться Мугай-рю Хейхо, и что из нее в период сознательного возраста успел выучить Хаджиме (если и правда учил) остается для размышлений. Если факт был, это объясняет многое, кроме пожалуй того, что Ямагути Юсуке был простым асигару, правда как-то купившим титул хатамото. (Может опять какой-нибудь третий младший ненаследный сын...)
Дальше, если верить биографам, было следующее. Некий хатамото имел неосторожность поспорить с худощавым 19-ти летним (я ничего не путаю?) молодым человеком, спор проиграл, а талантливый юноша пошел паковать чемоданы. После чего съехал на новую квартиру в город Киото и сменил фамилию на Сайто, дабы еще у кого, упаси ками, что-нибудь не выиграть. Остановился он в додзё старого друга отца, 吉田勝美 Ёсиды Кацуми, которого тот попросил приютить своего не в меру находчивого отпрыска. Школа называлась Сётоку-тайси рю (названа в честь принца Сётоку), и там изучали кендзюцу, нагината-дзюцу, экзотическое нодати-дзюцу, предполагающее размахивать такусеньким ножичком (акусокудзан в натуральную величину
вот здесь и здесь пытаются это попробовать, кстати после командировки самураев в Корею там тоже подобные комплексы развились, а с японцами еще такой клип нашелся, знающие чего там ржут поделитесь плиз, хотя мне и так нравится
), еще непонятное 入身術, вероятно анатомия или медицина, и опять хейхо, военную стратегию, только из другой сэнгоковской сборной. Первоначально эта школа была именно придворно-стратегической, объединяла в себе несколько ранних китайских и японских классических традиций, сначала штудировалась семьей Минамото, а в Сэнгоку уже была клановым учением Такеда, которое господин Синген вволю и попользовал. В его рамках, в частности, за четыреста лет до фон-Шлиффена разработали теорию блиц-крига с применением мобильных кавалерийских отрядов. После Нагасино теоретики некоторое время были без пмж, но потом, паки добро не пропадало, их приютил Хосина Масаюки, и принял в новообразованный клан Айдзу вместе с остальными уцелевшими рюха клана Такеда. Где эту хейхо объединили с убойно-прикладными дзюцу школы Ясумицу, еще одним приветом из чудесного прошлого. Описаний или демонстраций конкретных техник я не нашел, вероятно они не сохранились. Но ценность школы очевидно состояла в изучении именно наук и хейхо, и дружба родителя Сайто с ее главой косвенно может подтверждать обладание им знаний Ямагути-рю. Кроме этого Сётоку-тайси рю дополнительно зубрили студенты других школ бу-дзюцу Айдзу и Сэндая, например она шла как сопутствующий предмет для фехтовальной Мизогути-ха, и каким образом номинально покинувший свой хан отрок попал в теоретически секретную клановую военную школу, да еще вроде как трудился там сиханом, то есть получал жалование и по статусу должен был числиться в списках самураев, для меня загадка. Еще и высказываются намеки, что он там занятия в Мизогути-ха Итто-рю продолжил, что совершенно сногсшибательно, и наводит на глубокие размышления о том, что там было за дело такое, за которое начальство провинившегося скорее поощрило, нежели наказало.
Не менее интересно выглядит то, что Сайто попутно умудрился продолжить упражнения по шинковке себе подобных еще в двух местах, и это как минимум. Во-первых он не один раз ездил в Эдо, где, как считается, заглянул в гости в ныне известное (а тогда скорее наоборот) общежитие выдающихся джентльменов, к будущему командиру, а тогда просто главе додзё Сиэйкан Кондо Исами. Дело в том, что на тогдашних дорогах, как известно, на границах ханов стояли пограничные посты, и без разрешительных документов миновать их было затруднительно. Даже если предположить, что пробирался он исключительно по ночам горными тропами, в любом случае без соответствующих рекомендаций в тогдашние рюха не принимали. И это, думаю, еще одно очко в пользу версии о том, что в Айдзу господин Хаджиме не только вернулся, но и не очень из него выходил. Был ли Сайто в других школах кендзюцу в Эдо, и как познакомился с Теннен Рисин рю, неизвестно. Кроме того, про Ямагути Юсуке пишут, что он в Айдзу почти не бывал, а жил преимущественно в столицах, где служил некому Судзуки, и если Хаджиме в ранние годы был с ним, то и с Кондо он мог познакомится раньше. Также не очень известно, по каким таким надобностям он шлялся в Эдо потом, и вполне можно предположить, что еще и к родителям.
С именем Сайто, хотя в этом случае уже Фуджиты, связано еще одно кендзюцу, Кейси-рю. Но дело в том, что это была (и до сих пор есть) такая сборная солянка, которую быстро состряпали для тренировки новой полиции, и, пожалуй, вынесу ка я его в пост про Мэйдзи, потому что оно с Ямаокой Тессю связано.
Во второй части будет про баттодзюцу, мимо которых герой с большой вероятностью тоже не прошел, и про дзю-дзюцу, оказавшееся неожиданно связанным, чтоб не приснился с прототипом, как некоторые почему-то думают, того персонажа, о котором в Японии на днях премьера фильма состоялась.

читать дальше
Чем больше всматриваюсь в предмет, тем сильнее понимаю Нагакуру, на которого все обижаются за якобы незнание стиля кендзюцу коллеги. Если все то, что этому коллеге приписывают, правда, я бы тоже сказал, что понятия не имею как это назвать, потому что оно смесь невообразимая. Первое биографическое упоминание о профподготовке молодого Хаджиме относится к школе Мизогути-ха Итто-рю (раздел в англо-вики, японская статья, видео), куда упомянутый господин был принят учиться за служебные заслуги его отца в возрасте 14 лет. Однако сразу все не просто. Возникла она в средине 17-го века как ответвление Оно-ха Итто-рю, но постепенно претерпела значительные изменения. Оно-ха (история, видео, обратите внимание на набор антибаттосайных приемов с 5.40) была основана учеником знаменитого фехтовальщика эпохи Сэнгоку Ито Иттосая Кагэхиса — Оно Дзироэмоном Тадааки (до 1588г. Микогами Тэндзен), ставшим вассалом Токугава Иэясу и учителем кендзюцу его сына. На сегодня это старейшая школа меча семейства Итто-рю, и она же его прародительница. Начиная с конца 16-го века в ней готовили телохранителей сёгунов Токугава, и при 2-м соке Оно-ха стала клановым кендзюцу Айдзу, ее преподавали в школе Ниссинкан. Тогда же одним из учеников 2-го соке была основана Мизогути-ха Итто-рю, декларировавшая менее жесткий подход к обучению ката. Основатель ее, Мизогути Сингоэмон Масакацу, был не из Айдзу, и в клан она попала в неполном виде с его последователем, Эдамацу Кимитада, у которого менкьо-кайден в ней не было, но он учился в каких-то еще фехтовальных рю. В 18-м веке Айдзу Мизогути-ха вошла в клановый комплекс осики-ути, тайных техник, куда помимо нее включили Дайто-рю, обширную и комплексную школу бу-дзюцу, происходившую из разгромленной в 1575г. коалицией Оды Нобунаги в битве при Нагасино провинции Кай, родового гнезда клана Такеда. Пишут, что базировались обе секретные рюха тоже в Ниссинкане, клановой самурайской школе (ханко) хана Айдзу, но думаю, что как-то отдельно от остальных. Передача их осуществлялась строго внутри буси Айдзу особо доверенным самураям, поскольку они же были потенциальные кандидаты на должности телохранителей сёгунов и каро хана. Соответственно уровень подготовки в обоих школах был много выше среднего, и включал в себя изучение и эффективное противодействие коварным приемам из других направлений.
Например в Дайто-рю были большие разделы обездвиживания и обезоруживания, часть техник которого входит в арсенал современного айкидо, и еще учили противостоять стандартным приемам и оружию полиции (которая его кстати носила, просто это не было оружие в самурайском понимании, шоб одним ударом пополам), и, по некоторым данным, синоби. В Мизогути-ха ветви Айдзу активно занимались изучением творчества других кендзюцу, и способов его нейтрализации. Привело это к тому, что от первоначальных ката мало что осталось, и в канон вошли вадза из родственной Наканиси-ха Итто-рю и множество чужеродных техник, в том числе с двумя мечами, то есть собственно Итто-рю она быть уже перестала. Сравнить ее с основной Мизогути-ха тоже проблематично, потому что та до нас не дожила — адептов сильно поубавилось в Босин, а последние, говорят, сгинули во Второй мировой. Так что, как ни странно, до наших дней дотянуло только тайное направление, во многом благодаря Сайго Таномо, и из школы, между прочим, вышли многие известные кендоисты. В любом случае считается, что в осики-ути техники добавлялись вплоть до самого бакумацу, и школы постоянно менялись и развивались. Смотреть демонстрации их разрешалось только внутренним ученикам, и обе рюха представляли собой закрытые секты посвященных. Отбор новобранцев в них был крайне строгий, и предполагал наличие положительного опыта боевых занятий и рекомендаций.
Из чего истекает простой вывод о том, что это было скорее всего не первое место, куда будущий кумичё ходил упражняться на пути самурая. Но поскольку прямых упоминаний о местах его ранних экзерсисов нет в смысле совсем, то это потенциально могла быть любая из 94-х школ, обучавших разному членовредительству на территории Айдзу. Кроме Оно-ха Итто-рю (и ее производных), самой распространенной была Дзики Синкаге-рю (в Айдзу ее называли без приставки Касима Синден), комплексная и хорошо развитая, ведущая традицию от знаменитой Каге-рю того-же дивного времени междоусобных войн. Эта рю включала в себя работу со всевозможным оружием, в частности многие женщины Айдзу обучались в ней владению нагинатой (и не только), а еще дзю-дзюцу и спарринги с использованием синаев и защитной аммуниции, которую ее основатель первым придумал в 18-м веке для снижения травматичности учебных поединков. В Оно-ха к слову традиционно лупились боккенами, ибо родитель ее, человек со старым гуманистическим опытом, ни о каких защитах и синаях слышать сроду не хотел. И, как описывают, дубасил сыновей и прочую токугавскую родню без всякой жалости. За что в общем-то его последователей в Айдзу и сослали, не сегунское это дело в конце концов, по фэйсу палками получать.
По версии Сидзуко Акама отец Хаджиме, Ямагути Юсуке, был из той самой семьи Ямагути, которая практиковала Ямагути-рю бу-дзюцу, включавшее, коли верить вики-статье, Оно-ха Итто-рю, нитто-рю (фехтование двумя мечами), кодати-дзюцу, кендзюцу Мугай-рю, и учение о военной стратегии. Причем Ямагути-рю Хейхо была известна как минимум сто лет до эры Эдо, и к ней вероятно был не равнодушен, кто б мог подумать, упомянутый господин Нобунага. Школа была известна еще в нескольких ханах — Намбу, Тоса (вероятно кто-то из учителей впоследствии съездил, и Мугай-рю с собой туда свез, после чего Тоса Мугай-рю станет вторым клановым баттодзюцу) и Тояма (где тоже была известная школа кендзюцу Тояма-рю, причем и ее иногда к Сайто сватают, но лично мне это совсем сомнительно). Здесь целый сайт подробно рассказывает ее историю и легенды. Школа была не столько основана, как, вероятно, доработана вассалом Тоётоми Хидэёси из клана Хитати, Ямагути卜真斎 (кто знает как сё читать не молчите), годы жизни 1582-1656, который был не последним теоретиком стратегии и мастером фехтования, в частности разработал некоторые приемы баттодзюцу, впоследствии составившие костяк Мугай-рю кендзюцу. Он стал вассалом Айдзу, и подарил туда еще и свою кодати-дзюцу. Если кто-нибудь встречал изображение мона Сайто Хаджиме, его можно сравнить с тем, который вот тут, хотя при несовпадении, думаю, это еще ничего не значит, ибо как мсье умел шифроваться общеизвестно. Насколько я понял, эта школа впоследствии и в целом стала называться Мугай-рю Хейхо, и что из нее в период сознательного возраста успел выучить Хаджиме (если и правда учил) остается для размышлений. Если факт был, это объясняет многое, кроме пожалуй того, что Ямагути Юсуке был простым асигару, правда как-то купившим титул хатамото. (Может опять какой-нибудь третий младший ненаследный сын...)
Дальше, если верить биографам, было следующее. Некий хатамото имел неосторожность поспорить с худощавым 19-ти летним (я ничего не путаю?) молодым человеком, спор проиграл, а талантливый юноша пошел паковать чемоданы. После чего съехал на новую квартиру в город Киото и сменил фамилию на Сайто, дабы еще у кого, упаси ками, что-нибудь не выиграть. Остановился он в додзё старого друга отца, 吉田勝美 Ёсиды Кацуми, которого тот попросил приютить своего не в меру находчивого отпрыска. Школа называлась Сётоку-тайси рю (названа в честь принца Сётоку), и там изучали кендзюцу, нагината-дзюцу, экзотическое нодати-дзюцу, предполагающее размахивать такусеньким ножичком (акусокудзан в натуральную величину


Не менее интересно выглядит то, что Сайто попутно умудрился продолжить упражнения по шинковке себе подобных еще в двух местах, и это как минимум. Во-первых он не один раз ездил в Эдо, где, как считается, заглянул в гости в ныне известное (а тогда скорее наоборот) общежитие выдающихся джентльменов, к будущему командиру, а тогда просто главе додзё Сиэйкан Кондо Исами. Дело в том, что на тогдашних дорогах, как известно, на границах ханов стояли пограничные посты, и без разрешительных документов миновать их было затруднительно. Даже если предположить, что пробирался он исключительно по ночам горными тропами, в любом случае без соответствующих рекомендаций в тогдашние рюха не принимали. И это, думаю, еще одно очко в пользу версии о том, что в Айдзу господин Хаджиме не только вернулся, но и не очень из него выходил. Был ли Сайто в других школах кендзюцу в Эдо, и как познакомился с Теннен Рисин рю, неизвестно. Кроме того, про Ямагути Юсуке пишут, что он в Айдзу почти не бывал, а жил преимущественно в столицах, где служил некому Судзуки, и если Хаджиме в ранние годы был с ним, то и с Кондо он мог познакомится раньше. Также не очень известно, по каким таким надобностям он шлялся в Эдо потом, и вполне можно предположить, что еще и к родителям.
С именем Сайто, хотя в этом случае уже Фуджиты, связано еще одно кендзюцу, Кейси-рю. Но дело в том, что это была (и до сих пор есть) такая сборная солянка, которую быстро состряпали для тренировки новой полиции, и, пожалуй, вынесу ка я его в пост про Мэйдзи, потому что оно с Ямаокой Тессю связано.
Во второй части будет про баттодзюцу, мимо которых герой с большой вероятностью тоже не прошел, и про дзю-дзюцу, оказавшееся неожиданно связанным, чтоб не приснился с прототипом, как некоторые почему-то думают, того персонажа, о котором в Японии на днях премьера фильма состоялась.
@темы: бакуманьячное, ко-рю
эээ... С Каваками-саном? Или есть еще что-то? А почему ему нельзя сниться?...*)))...
По сабжу: здорово!!!!
То, что с Сайто-саном ничего не ясно - это совершенно неудивляет, а умение "уходить не уходя" до Шинсена явно могло быть где-то отработано
А навыки у Сайто, такое впечатление, что перед Шинсеном все были отработаны, вместе с явками и паролями.
По сабжу: здорово!!!! Спасибо,
А по новым изысканиям он вполне милый...*)...
chi-mera.diary.ru/p177556291.htm
Что фото, что юмор -
А навыки у Сайто, такое впечатление, что перед Шинсеном все были отработаны, вместе с явками и паролями
старался.
Кеншинадевушку похож. Но вблизи я б не разглядывал...Такакуса Мицуэ, пожалуйста. Мне вот тоже убиваться надоело, а между делом там как обычно — где Сайто, там какой-нибудь хитокирь и вылазит. Большой спец он был по этой публике.))
На расстоянии сотни лет
на Кеншина
Это уже плюс!
А по разгадыванию какой, не зря ж его левой рукой правосудия практически сразу назначили. Причем все больше соглашаюсь, что он еще и лично для Мацудайры разгадывал.
Мы тут в ходе одного гона предположили, что Исчезающий Кацура - это тоже Сайто ин дисгайз
Ага, мастер по быстрому переодеванию. Зашел в Икеду Кацура, а вышел Сайто. Икумацу со снотворным also starring )))
Glaubchen, ну через сотни лет они все почти веселые симпатяги даже те вон, которые Сэнгоку устроили. Но современникам то не всегда было весело, особенно кто не хотел в их делах участвовать, и к которым по этой причине доктора и присылали.
Да уж, абы кого Мацудайра сватать не стал бы...
Доктор, что со мной? Склероз батенька, на фоне молекулярной нестабильности после телепортации. Я вам лекарство выпишу, Исида Саньяки. Принимать два раза в день со снотворным.
абы кого Мацудайра сватать не стал бы
Вот и я о том же. Второй сват, Сагава Канбей, там тоже тот еще был. Тоже ведь Они между прочим.
18-ти летним, если по нашему счету. Хотя повсюду бытует мнение, что "мне было 15" )))
А то, что разные стили понамешаны - мне вот интересно, много ли было тех, кто использовал только один стиль? Ну, с Кондо и Окитой все понятно - они из своего Шиэйкана не вылазили. А остальные вроде так и учились: то здесь, то там...
"Ножички" потрясли до глубины души: я-то думала, что это исключительно фантазии мангак - наделять своих героев дрынами выше головы, а они и вправду такие были О_о
То есть получается, что до Росигуми у него, как ни крути, год оставался (если он правда 1844г.р.), за который он как-то много всего успел...
интересно, много ли было тех, кто использовал только один стиль?
Много, думаю даже, что большинство. Далеко не все самураи имели возможность посещать ханко например. В них кстати действительно по несколько рюха преподавали, по крайней мере в тех, что я пока разбирал, может в мелких ханах было и по-другому. Но это не значит, что все сразу и изучались. Просто мы знаем же очень специфических личностей, которые из основной массы сильно выделялись. Но все равно, чтобы сразу одному человеку столько школ написали (при том ни про одну нельзя сказать, что он там точно был), это совсем редкость. Даже у Такеси Ханпейты столько вроде не было, а уж он то как напутешествовался.
я-то думала, что это исключительно фантазии мангак
Это фантазии расцвета средневековья. Европейские рыцари тоже порой немаленькие дрыны использовали. Их основное назначение — вероятнее всего прорубиться через передний ряд копьеносцев (А какой длины в Сэнгоку да и до него тоже были копья так это вахх! У Имри недавно про них вспоминали. В Европе таких по-моему не было). Ну а если уж прорубился, там ховайся хто может...
Не молчу: ぼくしんさい - Бокусинсай.
Вот чего-то про Мугай-рю, к примеру. Читать про боевые искусства на японском мне слабо, увы.
Если гуглить по Фудзите - вылезает разное, но имеет ли какое-то отношение к нашему Фудзите - не ведомо. С Ямагути та же фигня. Где имеют в виду Сайто - там бамбук. Где абстрактные Ямагути - там, к примеру, так. Тоже бамбук, но с птичками. И ваша глициния периодически всплывает, но тоже без привязок к конкретному товарищу.
Да у нас почти все оно так:-)
Таблички я делать не умею. Могу попробовать попереводить. Тексты коротенькие, это внушает надежду на то, что с помощью трех словарей и чьей-то матери я, наверное, справлюсь:-)
А в табличке написан источник, откуда это известно, и там значится храм Амида-дзи в Айдзу-Вакамацу, где Сайто похоронен.